Установка платформы "Приразломная" в Печорском море и дальнейшие работы по бурению, добыче и транспортировке нефти на ней грозят обернуться очередной экологической катастрофой. "У нефтегазового освоения в Арктике существуют альтернативы", - уверены экологи. Заявление с требованием изменить политику действий в Арктике и заморозить установку платформы до тех пор, пока не будут соблюдены все необходимые меры безопасности, было направлено ими к руководству страны.
В августе 2011 года компания ООО "Газпром нефть шельф" планирует отбуксировать морскую платформу "Приразломная" из Мурманска в Печорское море и начать добычу нефти на арктическом шельфе. "Приразломная" станет первой морской добывающей установкой в российской Арктике, но едва ли это можно отнести к списку ее достоинств.
"Трагический опыт нефтяного разлива в Мексиканском заливе в 2010 году показал, что система безопасности работ по добыче нефти и газа давно нуждается в переоценке и оптимизации. Особенно это очевидно в Арктике с ее богатой, но такой ранимой природой", - говорится в совместном заявлении Гринпис, Всемирного фонда дикой природы, Союза охраны птиц России, Социально-Экологического Союза и Беллоны.
Установку платформы и дальнейшее проведение работ осложняет множество негативных факторов. В первую очередь это крайне тяжелые погодные условия. В холодный период года температура воздуха в районе добычи может снижаться до -40°. При этом возможны сильные ветры до 30 метров в секунду и многочисленные штормы длительностью до 9 дней. А теперь представьте, велики ли шансы безаварийной транспортировки нефти в подобных условиях?
Проект противоречит целому ряду документов. В соответствии с "Руководящими принципами нефте- и газодобычи в Арктических морях", принятыми международным Арктическим советом, планы ликвидации аварийных разливов нефти должны быть открыты для публичного доступа и оценки. Однако предпринятая Союзом охраны птиц России весной 2011 года попытка проведения общественной экологической экспертизы натолкнулась на нежелание компании предоставить экспертам возможность эффективной работы с проектной документацией. На официальном Интернет-сайте компании ООО "Газпром нефть шельф" отсутствует проектная документация, результаты и протокол ее открытого общественного обсуждения.
Согласно "Руководящим принципам нефте- и газодобычи в Арктических морях" Арктического совета, "Правилам организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", проекты такого рода всегда должны рассматривать самые негативные сценарии ситуаций в случае разлива нефти. Важность подобных мер в России была подтверждена в поручениях, подписанных президентом Дмитрием Медведевым по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 9 июня 2011 года в Дзержинске. Главный критерий безопасности при осуществлении разведки, добычи и транспортировке нефти на континентальном шельфе - наличие у операторов проверенных методов ликвидации разливов нефти подо льдом.
Ничего этого в проекте "Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) на нефтяном месторождении Приразломное" - нет. В случае аварии объем выброшенной в море нефти может достичь 8-10 тысяч тонн. Сегодня же в мире не существует практического успешного опыта ликвидации разливов нефти во льдах объемами более чем несколько десятков тонн. Ситуация осложняется и тем, что ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить ликвидационные работы на море, находятся в Мурманске, почти в 1000 км от месторождения Приразломное. Если авария произойдет в зимнее время, работы по ликвидации ее последствий придется проводить в темноте, практически наугад - полярная ночь держится здесь в течение нескольких месяцев. Учитывая многочисленные штормы с высокими волнами, густой туман и многометровые льды, поверить в эффективность таких работ невозможно.
Платформу "Приразломная" собираются установить на расстоянии 50-100 км от Ненецкого заповедника и ряда федеральных заказников, которые в случае разлива нефти с большой долей вероятности окажутся загрязнены. Печорское море является местом обитания огромного количества птиц и морских млекопитающих, а также славится ценными сиговыми и лососевыми рыбами. Особой охране принадлежит европейская популяция нельмы, занесенная в Красную книгу как находящийся под угрозой исчезновения вид. На этом фоне ярким примером неготовности к наихудшим сценариям кажется заявляемая в проектной документации сумма экологического страхования в размере 7 млн рублей, что не составит и десятой доли процента от размера возможного ущерба и потерь.
Экологи призывают оператора платформы "Приразломная" заморозить ее установку, и обнародовать планы ликвидации аварий. Также необходимо провести открытое и всестороннее обсуждение проекта, чтобы выяснить его экономическую целесообразность.
" Проблему истощения традиционных запасов нефти мир уже начал решать за счет замещения нефти новыми технологиями, - рассказывает руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров, - в перспективе это инвестиции в повышение КПД двигателей внутреннего сгорания, разработка двигателей на электрической тяге в сочетании с развитием возобновляемой энергетики. Большой потенциал лежит в повышении нефтеотдачи действующих месторождений. Все это, безусловно, даст несравнимо больший экономический эффект, чем проекты на арктическом шельфе".
Согласно "Правилам организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", прогнозирование аварийных ситуаций "осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий)". (Пункт 5 "Правил").
Неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м³, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд м³ в год.
У России колоссальный потенциал получения и экономии нефти и газа на уже освоенных территориях. Крайне низок также коэффициент извлечения нефти (КИН), составляющий 0,30. Повышение КИН до 0,37 позволит обеспечить на действующих месторождениях примерно 75 млн тонн нефти. Для сравнения: планируемое бурение на месторождении Приразломное будет обеспечивать 7 млн тонн нефти в год.
Источник информации: Greenpeace