Пресс-конференция руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В.В. Кириллова в ИА «РБК»

Страница для печатиSend to friendPDF version
19 октября в ИА РБК прошла интернет пресс-конференция руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В.В. Кириллова «Отходы производства и потребления: возможности получения прибыли».
В ходе пресс-конференции прозвучали ответы на вопросы интернет аудитории и представителей СМИ:
 
Сколько отходов сегодня ежегодно образуется в России?
По данным статистической отчетности по форме 2-ТП-отходы общее количество образовавшихся отходов: за 2010 год 4 502 185 664 тонн; за 2009 год  3 505 012 069 тонн; за 2008 год  3 876 941 273 тонн.
        
Какова динамика этого показателя?
Следуя данным статистической отчетности 2-тп-отходы, количество отходов увеличивается. Так за период с 2008 по 2009 год образовалось порядка 400 млн.тонн, а уже за период с 2009 по 2010 – 900 млн.тонн.
 
Сколько отходов сегодня утилизируется, сколько перерабатывается?
Ежегодно в РФ обезвреживается порядка 60% отходов, а используются порядка 0,4%.
 
Как вы можете охарактеризовать состояние дел по утилизации отходов в России?
На сегодняшний день в России практически полностью отсутствует индустрия утилизации отходов. Так ежегодно в России образуется порядка 35-40 млн. тонн твердых бытовых отходов и практически весь этот объем отходов размещается на полигонах ТБО, санкционированных и не санкционированных свалках, и только 4-5% вовлекается в переработку. Это прежде все связано как с отсутствием необходимой инфраструктуры, так и самих предприятий - переработчиков, которых по стране в соответствии с данными представленными ТО РПН, насчитывается всего порядка 400 единиц (389), из них: комплексов по переработке ТБО всего 243, комплексов по сортировке -53, мусоросжигающих заводов порядка 40.
Также следует обратить внимание на то, что количество специально обустроенных мест под размещение отходов – полигонов ТБО в целом по стране около полутора тысяч (1399), что в разы меньше, чем даже санкционированных свалок которых чуть больше 7 тысяч (7153). А количество несанкционированных свалок, которые следует расценивать как уже накопленный за истекшие десятилетия прошлый экологический ущерб, по состоянию на август текущего года превышает и указанную цифру в 2,5 раза и составляет 17,5 тысяч. Все указанные объекты размещения ТБО занимают площадь порядка 50,0 тыс.га. (47,7 га).
 
Вы бы могли отметить регионы, которые грамотно работают в вопросе утилизации отходов? Какие регионы в авангарде мусоропереработки?
Сложно отметить какой либо регион, в котором наиболее хорошо развита система утилизации отходов, так например, в соответствии с полученными данными от ТО РПН наибольшие число предприятия занимающихся сортировкой и утилизацией ТБО приходится на ПФО (122, что составляет 31% от общего числа предприятий по всей территории РФ), однако по количеству несанкционированных и санкционированных свалок данный регионе тоже находится на лидирующей позиции.
 
Какие сегодня существуют разработки для грамотной утилизации мусора?
Вторичное использование отходов, а именно применение для производства товаров (продукции). Также сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
 
Что тормозит решение проблемы переработки постоянно увеличивающегося количества бытовых и производственных отходов?
В большинстве случаев производителю не выгодно сдавать на переработку образующиеся  отходы, так как плата за их размещение ниже, чем плата за услуги по сбору, транспортировке и переработке ряда  отходов. Более того, потенциальному потребителю вторичных материальных ресурсов нет выгоды использовать их из-за мизерности льгот и получаемой прибыли. А вместе с этим вовлечение отходов в оборот позволит не только уменьшить количество свалок, но и может снизить антропогенную нагрузку на иные компоненты окружающей среды.
Кроме того, недостаточность и несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления; отсутствие достаточных экономических стимулов для сбора и переработки значительной массы отходов; недостаточное участие малого и среднего бизнеса в сфере деятельности по сбору и переработке вторичных ресурсов.
 
Сколько в России предприятий, занимающихся переработкой отходов?
В настоящее время предприятий по переработке отходов насчитывается порядка 243 единиц, мусоросжигающих заводов порядка 40
 
Это правда, что есть регионы, где не ведется учет объема вывезенных отходов?
Не совсем так. В настоящее время есть статистическая форма отчета, представляемая ежегодно в Росприроднадзор, в которой содержатся сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления. Однако существующая форма не отражает достоверного учета отходов. Для решения этого вопроса необходимо оптимизировать учет в области обращения с отходами.
 
Почему процесс переработки отходов чаще всего прерогатива теневого бизнеса?
Большей частью это связано с тем, что легальные свалки в четыре-пять раз дороже, чем незаконные.
 
Согласно Стратегии -2020 через пять лет бытового мусора должно быть на 20 % меньше. Впоследствии планируется удвоить темпы переработки твердых бытовых отходов даже с учетом ежегодного роста новых поступлений. Каким образом? Что для этого делается сегодня?
Главная причина, приводящая к интенсивному накоплению неиспользуемых бытовых отходов в окружающей среде, –  это низкий уровень их переработки.
Столь слабое вовлечение ТБО в хозяйственный оборот объясняется во многих случаях высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке. Это понижает рентабельность переработки отходов, либо вовсе делает ее убыточной для предпринимателей. В первую очередь сказанное относится к ТБО, при том, что в них зачастую содержатся хорошо рециркулируемые материалы: черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое картонно-бумажное сырье.
Экономические стимулы, которые могли бы побудить предпринимателей заняться сбором и переработкой «нерентабельных» вторичных ресурсов (ВМР и ВЭР), также довольно низки. Вызвано это как относительно низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных с использованием отходов, а также высокой обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами, их доступность на фоне высоких мировых цен также не способствует развитию активности в сфере переработки отходов.
Также в большинстве случаев производителю не выгодно сдавать на переработку образующиеся  отходы, так как плата за их размещение ниже, чем плата за услуги по сбору, транспортировке и переработке ряда  отходов. Более того, потенциальному потребителю вторичных материальных ресурсов нет выгоды использовать их из-за мизерности льгот и получаемой прибыли. А вместе с этим вовлечение отходов в оборот позволит не только уменьшить количество свалок, но и может снизить антропогенную нагрузку на иные компоненты окружающей среды.
Таким образом, даже при наличии серьезных технологических трудностей можно утверждать, что недостаточный уровень использования вторичных ресурсов в России обусловлен в первую очередь не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, прежде всего — нормативно-правовых механизмов.
Поэтому интенсифицировать использование отходов в качестве ВР можно, лишь создав для этого более благоприятные организационные, нормативно-правовые и экономические условия.
Кроме того, концептуальные основы и практика применения законодательства в сфере обращения с отходами тяготеют к реализации принципа платности размещения отходов для хозяйствующих субъектов в ущерб реализации принципа стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
 
Росприроднадзор инициировал создание пилотных проектов по переработке мусора в разных регионах страны. Что это за проекты? Заработали?
Наиболее удачные проекты по переработки отходов были предложены Кемеровской, Тульской, Оренбургской областями и Ставропольским краем, с которыми Росприроднадзор и подписал Соглашения о сотрудничестве.
На территории Ставропольского края более 400 свалок и полигонов твердых бытовых отходов, 92% из которых являются несанкционированными. Общая площадь, занятая под свалками превышает 1,1 тыс. га.
1 июня 2011 года в целях формирования комплексной региональной системы обращения и переработки твердых бытовых и промышленных отходов подписано Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Ставропольского края.
В качестве Пилотных проектов по переработке отходов па территории Ставропольского края предлагается реализовать: строительство 2-х наиболее крупных зональных центров – Ставропольского (в г. Ставрополе) и Кавминводского (в г. Лермонтове), с объемом финансирования 2,45 млд. руб., а также мероприятия по рекультивации свалок, выработавших свой ресурс, с объемом финансирования 962,9 млн. руб.
Реализация пилотных проектов позволит создать производственную базу и инфраструктуру многофункциональных современных отходоперерабатывающих комплексов, осуществляющих переработку и захоронение отходов производства и потребления объемом более 10 млн. куб. метров в год в соответствии с современными экологическими и санитарными требованиями
Администрацией города Оренбурга утверждена программа «Оздоровление экологической обстановки города Оренбурга в 2011-2015 годах», в рамках которой намечено строительство мусороперерабатывающего комплекса «Оренбургский» мощностью 220-240 тыс. тонн в год. Комплекс предполагается построить на территории существующей городской свалки, расположенной в 2 км от жилой зоны города.
На сегодняшний день при Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области создана рабочая группа по обоснованию инвестиций указанных проектов, с целью последующего внесения мероприятий по строительству мусороперерабатывающих заводов в Оренбургской области  в  областную целевую программу «Отходы» на 2011-2016 год.
На сегодняшний день заключено Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Коллегией Администрации Кемеровской области по реализации пилотного проекта обращения и переработки твердых бытовых и промышленных отходов на территории Кемеровской области.
Распоряжением Губернатора области была создана рабочая группа, одной из задач которой является подготовка долгосрочной целевой инвестиционной программы обращения с отходами. Разработана концепция вышеназванной программы и в настоящее время осуществляется разработка самой программы. Сформирован и ведется региональный кадастр отходов производства и потребления.
Совместно с Кузбасской ассоциацией переработчиков отходов разработан проект трехстороннего соглашения о социально-экономическом сотрудничестве в области переработки отходов между Коллегией Администрации Кемеровской области, собственником отходов и специализированным предприятием по переработке отходов.
В настоящее время проведена процедура заочного подписания соглашения с объединенной компанией РУСАЛ (Алюминиевый дивизион Восток) о передаче отходов Новокузнецкого алюминиевого завода на переработку в ООО «Экологический региональный центр».
В настоящее время департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам проводятся мероприятия по разработке проекта концепции долгосрочной целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Тульской области на 2011-2015 годы», в том числе сбор и обобщение информации от муниципальных образований области для определения объемов образования отходов и мест их утилизации, объемов и источников финансирования программы.
 
Как сдвинуть с «мертвой точки» раздельный сбор ТБО?
Ввести систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, кроме того создать систему по приему отходов (макулатуры, стеклотары, люминесцентных/ртутных/энергосберегающих ламп и т.д.). Помимо этого в настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрение Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
 
Опыт, каких стран по цивилизованной, технологически обеспеченной и научно обоснованной системе управления ТБО сегодня Россия может взять на вооружение?
Во всем мире активно действует большее количество национальных и региональных операторов, которые решают проблемы утилизации отходов, координируя свои усилия с соответствующими государственными программами.
Так в Австрии организация ARAAG финансирует сбор, сортировку и утилизацию использованной упаковки. Являясь холдинговой компанией, ARAAG заключает контракты с независимыми отраслевыми организациями, специализирующимися на сборе и утилизации отходов.
В Бельгии сбор, сортировка и утилизация осуществляются частными компаниями или муниципальными предприятиями по управлению отходами, работающими на контрактной основе с отраслевыми организациями, специализирующимися на сборе, сортировке и утилизации отходов.
В Германии Duales System Deutschland AG и местные власти заключают соглашение о структуре систем сбора. Раздельный сбор выполняется частными компаниями или муниципальными предприятиями по управлению отходами, работающими на контрактной основе с Duales System Deutschland AG.  Ответственность за раздельный сбор и сортировку несут местные власти. Duales System Deutschland AG финансирует общие затраты на сбор и сортировку всех упаковочных отходов. В Бельгии  организация POST Plus финансирует общие затраты на раздельный сбор и сортировку упаковочных отходов.
Успешная деятельность национальных операторов практически во всех развитых европейских странах закреплена законодательно и поддерживается правительственными программами.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы, что
проблема отходов выдвигается в число важнейших проблем,
стоящих перед человечеством и ее решение требует тщательных взвешенных и разнообразных подходов при участии многих заинтересованных сторон.
Требуется выработка экономического механизма и системы нормативных актов, стимулирующих уменьшение отходов, их разделение и  переработку. Кроме того, должны быть созданы комплексные системы управления отходами на национальном, региональном и местном уровне, сочетающие организационные, экономические и социальные подходы.
 
Какой орган сегодня обеспечивает взаимодействие между законодательной и исполнительной властями в сфере обращения с отходами?
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, органом, обеспечивающим взаимодействие м/ду законодательной и исполнительной власти является Минприроды России.
 
Когда будет введена ответственность производителя за конечную утилизацию захоронения?
Как было выше сказано, в настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрение Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
 
Завершены ли проверки Росприроднадзора по предупреждению самовольного размещения твердых бытовых отходов? Какие нарушения были обнаружены?
В настоящее время территориальными органами Росприроднадзора совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления продолжается проведение рейдовых мероприятий. По результатам проведенных рейдовых мероприятий выявлено 4742 несанкционированные свалки, из которых уже ликвидировано порядка 1240.
Вместе с тем, в соответствии с планом комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на территориях субъектов РФ, утвержденного приказом Росприроднадзора от 16.08.2011 № 610 территориальные органы Росприроднадзора до 10.11.2011 должны представить картографированный материал с нанесением точек по размещению несанкционированных свалок ТБО. Кроме того, Росприроднадзором в целях более эффективного исполнения поручения Минприроды России подготовлено письмо на имя Председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии – Руководителю проекта «Экология России» Туголукову Е.А. с предложением стать партнером акции «Сделаем вместе!» для проведения совместных мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных объектов размещения ТБО, а также для создания единой картографической базы данных.
 
 
Источник информации: РБК