Законопроект о радиоактивных отходах - удобно для Росатома, опасно для России

Страница для печатиSend to friendPDF version

Очередная редакция законопроекта "Об обращении с радиоактивными отходами" носит антинациональный характер. Об этом заявили общественные организации накануне заседания "экспертного круглого стола", на котором "Росатом" представит новую версию законопроекта перед вторым чтением закона в Госдуме.

Предложения общественных организаций по улучшению законопроекта были проигнорированы. Самих экологов на заседание экспертного стола не пригласили.
Закон о радиоактивных отходах в России очень нужен, однако в нынешнем виде он принесет больше вреда, чем пользы, так как он направлен на создание более благоприятных экономических условий для "Росатома", часто в ущерб экологической безопасности.
1. Законопроект легализует запрещенную на данный момент российским законодательством закачку жидких радиоактивных отходов под землю. В погоне за прибылью "Росатом" предпринимает действия, ведущие к неконтролируемому распространению радиоактивных веществ в подземных водоносных горизонтах. Альтернативная технология существует - это отверждение жидких отходов и их последующее хранение.
2. Законопроект создает все предпосылки для того, чтобы проигнорировать мнение населения при выборе мест хранения и захоронения радиоактивных отходов, несмотря на то, что местному населению придется в течение тысяч лет жить около радиоактивных могильников. Назначаемый из Москвы губернатор вряд ли откажется согласовать предложенный "Росатомом" проект могильника, при этом других согласований не потребуется.
3. Закон делит все радиоактивные отходы на накопленные (образовавшиеся до принятия закона) и те, которые появятся позднее. В соответствие с заявлениями авторов законопроекта, за накопленные отходы всю ответственность несет государство, то есть налогоплательщики. В "накопленные отходы" включены, помимо прочего, радиоактивные отходы, которые возникли в результате работы АЭС. Предлагаемый принцип жизни атомных станций "с чистого листа" обойдется российскому налогоплательщику в дополнительные миллиарды долларов.
4. По словам разработчиков законопроекта, в отношении новых отходов, образующихся после принятия закона, закреплен принцип полной финансовой ответственности производителя отходов. Однако в законопроекте присутствует "принцип множественности источников финансирования" при утилизации РАО. На практике это означает, что одним из таких источников, скорее всего, снова станет федеральный бюджет России. Уже сегодня существует свыше десятка схем прямого и скрытого государственного субсидирования атомной промышленности.
Например, "Росатом" добился освобождения временных хранилищ для радиоактивных отходов от налога на имущество. В рамках обсуждаемого законопроекта "Росатом" уже добивается освобождения от налога на имущество для радиоактивных могильников.
5. В законопроекте не отрегулирована ситуация, которая может возникнуть в связи со сменой юридического лица, владеющего отходами. По сути, если через несколько лет "Росатом" сменит название, то он сможет повторить фокус с освобождением от ответственности за накопленные (теперь уже после 2010 года) радиоактивные отходы.
Экологические организации по-прежнему требуют изменить законопроект - запретить закачку жидких радиоактивных отходов под землю, учитывать мнение населения при выборе площадки для организации могильников, установить реальную ответственность предприятий атомной промышленности за свои отходы, исключить бюджеты разных уровней из источников финансирования утилизации радиоактивных отходов атомной энергетики.
Основные претензии экологических организаций и граждан России так и не были услышаны ни депутатами, ни чиновниками атомной промышленности. Более того, в "Росатоме" настолько устали от общения с экологами, что на сегодняшний "экспертный круглый стол" не приглашены представители ни Гринпис России, ни "Экозащиты", ранее участвовавшие в работе над законопроектом.
Контакты:

+8(495)988-74-60, Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис России.

Дополнительная информация

После того, как Госдума приняла законопроект в первом чтении 20 января 2010 года, более 30 экологических организаций из разных регионов направили депутатам поправки. В течение февраля в Госдуму было направлено свыше 500 письменных обращений от граждан России, включая пострадавших от ядерных аварий, с требованием не принимать законопроект в предложенном "Росатомом" виде. В феврале 2010 года специальная рабочая группа, состоящая из чиновников различных структур "Росатома", депутатов Госдумы и экологов, провела несколько заседаний с целью улучшить законопроект, вызвавший массовую критику.

Источник информации:  http://www.greenpeace.org