О реализации постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в РФ системы

Страница для печатиSend to friendPDF version

В целях реализации постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в РФ системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору обеспечит максимально возможное сокращение срока предоставления лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности организациям, эксплуатирующим пункты утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В условия, определенные Порядком проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, утвержденным приказом Минпромторга РФ от 14 декабря 2009 года №8 , которые должны быть соблюдены при сдаче вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС), не включен факт утраты потребительских свойств ВЭТС.

Определенные пунктом 1.3.2 Порядка операции, которые должны осуществляться на пунктах утилизации, не относятся в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности.

Таким образом, ВЭТС не может быть признано отходом и Ростехнадзор не имеет оснований для предъявления требований о наличии лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению ВЭТС и отходов, образовавшихся в результате их разборки.

Требования о наличии такой лицензии возникают только при осуществлении Пунктами утилизации деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке отходов I-IV классов опасности, образовавшихся в результате разборки ВЭТС.

Лицензию на данный вид деятельности должны иметь также организации, которым передаются с Пунктов утилизации для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения после накопления отходы I-V класса опасности, образовавшиеся в результате разборки ВЭТС.

В целях информирования Пунктов утилизации о наличии в субъектах РФ инфраструктуры по обращению с отходами от разборки ВЭТС, на сайтах территориальных органов Ростехнадзора опубликованы сведения об организациях, осуществляющих на поднадзорных территориальному органу Ростехнадзора территории деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, аналогичных отходам от разборки ВЭТС, и имеющих соответствующую лицензию согласно прилагаемой форме.

Одной из основных целей проводимого эксперимента является создание в РФ системы сбора и утилизации ВЭТС, при этом под утилизацией необходимо понимать виды работ по обеспечению ресурсосбережения, при которых осуществляется переработка и/или отбракованных изделий, материалов, упаковки и т.п., а также отходов, как опредено ГОСТ «Ресурсосбережение. Термины и определения. ГОСТ Р 52104-2003», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 03 июля 2003 года №235-ст и применяемого в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

С учетом вышеизложенного в целях соблюдения основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, определенных статьей 3 Федерального закона № 89-ФЗ, в целях соблюдения оснований для захоронения, которое, в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ заключается в изоляции отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, и обеспечения соответствия основным приоритетам социальной и экономической политики, определенным для первого этапа перехода на инновационное развитие РФ (2008-2012) в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р, захоронение в объектах размещения отходов от разборки ВЭТС в рамках эксперимента является недопустимым при наличии соответствующей инфраструктуры по их вовлечению во вторичный хозяйственный оборот.

С целью своевременного доведения подобных фактов до Правительства РФ и Минпромторга РФ и дл я принятия соответствующих мер в отношении Пунктов утилизации, участвующих в реализации эксперимента, территориальные органы Ростехнадзора будут представлять в центральный аппарат Ростехнадзора информацию о предложениях по захоронению таких отходов, поступающих от Пунктов утилизации в рамках исполнения государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов.

Установление лимитов на размещение отходов территориальными органами Ростехнадзора осуществляется в строгом соответствии с вышеуказанными принципами, реализация которых закреплена пунктом 26 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года №703 требованием о наличии в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обоснования необходимости размещения отходов (отсутствие специализированных предприятий по переработке отходов на данной территории, отсутствие экономически приемлемых технологий переработки отходов и т.д.).

Несоответствие ПНООЛР Методическим указаниям в соответствии с пунктом 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 20 сентября 2007 года №643, является основанием для отказа в установлении лимитов на размещение отходов.

Для фактической реализации указанных принципов и своевременного государственного реагирования территориальные органы Ростехнадзора будут взаимодействовать с государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды.

Источник информации: http://vevol.gosnadzor.ru