Поправки предусматривают замену формы примерного договора на типовой договор аренды лесных участков. Тем самым понятийный аппарат лесного законодательства приводится в соответствие с терминологией гражданского законодательства, рассматривающего форму договора в качестве способа совершения сделки.
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения создают возможность для утверждения типовых договоров аренды лесного участка в зависимости от видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Данная мера позволит отказаться от разработки «рамочного» варианта договора аренды, содержащего лишь самые общие положения без положений, учитывающих специфику отдельных видов использования лесов.
«В результате реализации положений, предлагаемых законопроектом к включению в лесное законодательство, будет обеспечен учет интересов не только арендодателя, но и арендатора лесного участка, что, безусловно, придает законопроекту высокое антикоррупционное значение», – подчеркнул заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин, представляя законопроект на заседании Государственной Думы РФ.
По словам Р.Гизатулина, использование примерной формы договора аренды лесных участков недостаточно эффективно. Ее рекомендательный характер и, как следствие, необязательность применения не позволяют в должной мере обеспечить реализацию единой государственной политики в отношении использования лесов, находящихся в собственности Российской Федерации.
Напомним, в настоящее время предоставление в пользование лесных участков в пределах земель лесного фонда, в т.ч. предоставление таких участков в аренду, осуществляется в качестве переданного федерального полномочия органами государственной власти субъектов РФ.
Как отметил Р.Гизатулин, введение единой типовой формы договоров аренды лесных участков приобретает для Российской Федерации крайне важное значение как для собственника, заинтересованного в максимально эффективном использовании природных ресурсов, а также призванного способствовать развитию экономических общественных отношений и поддержке хозяйствующих субъектов.
В настоящее время к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области лесных отношений относится утверждение формы примерного договора аренды лесного участка. При этом форма договора аренды лесного участка носит исключительно рекомендательный характер, а Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность придерживаться тех или иных положений формы примерного договора аренды.
Отсутствие обязательных для соблюдения условий договора аренды влечет за собой возникновение конфликта интересов, преддоговорных споров и зачастую приводит к нарушению прав и законных интересов, по меньшей мере, одной из сторон договора аренды лесного участка. Принимая во внимание сроки, на которые устанавливаются арендные отношения (до 49 лет), ущерб интересам сторон может приобретать весьма значительные размеры.
Источник информации: Пресс-служба Минприроды России