В Лиме (Перу) проходит очередная конференция ООН по климату. От ее участников ждут проекта нового международного договора, который придет на смену Киотскому протоколу и должен быть подписан в 2015 году в Париже.
Как-то незаметно для широкой публики, без бурных празднований и торжественных заседаний, прошло десятилетие со дня ратификации Россией Киотского протокола - того самого знаменитого международного договора, в котором страны мира впервые в истории взяли на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.
Доля России была относительно скромна: будучи, наравне с Украиной, второй главной наследницей тяжелой советской промышленности, Россия символически обязались удержать среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990-го. Что, разумеется, не составляло особого труда, ибо ни одной из двух стран не удалось вывести промышленное производство на уровень позднего СССР. В общем, чтобы выполнить свои обязательства по протоколу, надо было… ничего не делать.
В свою очередь предусмотренные Киотским протоколом механизмы - торговля квотами на выбросы СО2 и так называемые "проекты совместного осуществления" (промышленно развитые страны с высоким уровнем выбросов оплачивают проекты по сокращению выбросов в развивающихся странах) - в России так толком и не заработали. Действие Киотского протокола закончилось в 2012 году.
Подготовка нового международного договора - основная задача участников конференции в Лиме. Как всегда, наверное, в последнюю ночь саммита его делегаты засидятся допоздна, чтобы наутро с опухшими глазами презентовать мировой общественности вымученный в последнюю минуту компромисс.
Необходимость нового международного соглашения в масштабах планеты очевидна. Серьезность угроз, исходящих от изменения климата, признали уже даже такие консерваторы, как американские военные. В октябре Пентагон выпустил доклад, в котором признается, что изменение климата угрожает мировой безопасности, поскольку повышает риск терактов, эпидемий, голода и нищеты. От армии США требуется повышенная готовность к борьбе с последствиями гуманитарных катастроф, вызванных климатическими катаклизмами.
Для Пентагона это полная смена парадигмы, потому что раньше военные считали глобальное изменение климата абстрактной угрозой будущего, а теперь говорят о нем, как о конкретной проблеме настоящего. В качестве иллюстрации приводится пример того, какую роль климат мог сыграть в становлении террористической группировки ИГИЛ - изменение климата и нехватка воды привели к засухам в регионе. В результате сирийские крестьяне потянулись в большие города, где безработная молодежь быстро оказалась под влиянием экстремистов.
Как замечает "Нью-Йорк Таймс", поразительная метаморфоза произошла и с министром обороны США Чаком Хейгелом, представлявшим доклад о климате (подал в отставку в ноябре 2014 года). В 1997-м Хейгел был соавтором резолюции в Сенате, направленной не предотвращение ратификации США того самого Киотского протокола. А спустя 17 лет он оказался в первых рядах тех, кто бьет тревогу.
Впрочем, остается открытым вопрос о том, насколько эффективны глобальные мировые соглашения (и предшествующие им мучительные поиски компромисса) в деле борьбы с выбросами СО2. И не лучше ли сделать ставку на прямые переговоры между странами, на совести которых - львиная доля выбросов парниковых газов. Например, Китай и США, два основных эмитента СО2 в мире, взяли и договорились о значительном сокращении выбросов - без всяких саммитов.
Это гораздо более серьезный прорыв, чем любой возможный компромисс на конференции ООН. Китай добровольно обязуется довести до 20 процентов в своем энергобалансе долю не ископаемых источников энергии. В свою очередь США обязуются сократить свои выбросы СО2 на 26-28 процентов к 2025 году по сравнению с уровнем 2005 года.
В этом отношении два президента и два правительства смогли достичь гораздо более значимого результата в ходе прямых переговоров, основанных на понимании важности и неотложности проблемы. Если все станут такими сознательными, новый Киотский протокол может и не понадобиться.
Источник информации: BBC русская служба