Росприроднадзор утвердил списки организаций, подлежащих особому экологическому контролю

Страница для печатиSend to friendPDF version

 Об этом сообщил врио руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, выступая на заседании Федерального экологического совета(ФЭС) в г. Санкт-Петербург.

А.Амирханов отметил, что ряд предприятий и компаний по результатам проверок Росприроднадзора приняли политику перехода на современные природоохранные и ресурсосберегающие технологии в РФ.

Выступая на заседании ФЭС, врио руководителя Росприроднадзора сделал акцент на том, что качество атмосферного воздуха является фактором наибольшего беспокойства для населения: «Именно качество атмосферы является фактором, способным в кратчайший срок сформировать неблагоприятную для населения среду обитания, зону устойчивого техногенного загрязнения атмосферы, стать причиной социальной напряженности в крупных промышленных центрах страны».

Статистика показывает, что лидером в части объема ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ сегодня является Сибирский федеральный округ с показателем более 5,5 млн т выбросов в год. Следом идут Уральский, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа с показателями соответственно 3,8; 2,4 и 2,2 млн т в год.

В СФО, традиционно лидирующем в РФ по объемам выбросов, сконцентрировано значительное количество крупнейших предприятий - объектов негативного воздействия на окружающую среду. Среди них – Норильский промышленный район, в котором сконцентрированы крупнейшие мировые металлургические производства – 3 металлургических завода по производству меди и никеля, а также ряда стратегически важных металлов. При этом один только Заполярный филиал публичного акционерного общества «ГМК «Норильский никель» обеспечивает около 10% выброса сернистого ангидрида в стране.

Аналогичная пропорциональная зависимость валовых выбросов от количества промышленных предприятий имеется в Уральском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Указанному распределению промышленных мощностей соответствует распределение плотности надзорных мероприятий по охране атмосферного воздуха, проводимых Росприроднадзором. Так, по Сибирскому федеральному округу плотность проверок по атмосферному надзору в 2014 г. составила 1414 единиц. При этом в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах плотность таких проверок составила 1474, 1175, 1746 в год соответственно.

При этом в Уральском федеральном округе количество проведенных проверок составило 482. Таким образом, по Уральскому федеральному округу отмечается не соответствие объема техногенной нагрузки на атмосферу и интенсивности надзорной деятельности. В связи с этим необходимо проведение детального анализа эффективности проводимых в этом федеральном округе экологических проверок.

Указанным объемам техногенной нагрузки на атмосферный воздух соответствует и количество выявляемых проверками нарушений законодательства. Так, в Сибирском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах в истекшем 2014 г. выявлено 999, 1080 и 304 нарушений соответственно. Однако наибольшее количество нарушений традиционно выявляется в Центральном федеральном округе, что объясняется самой высокой плотностью распределения промышленных предприятий на территории округа. В 2014 г. количество выявленных в ЦФО нарушений составило 1746.

Однако количество проведенных проверок еще не является показателем должного реагирования на факты нарушений экологического законодательства. В связи с этим, как и предусмотрено Государственной программой «Охрана окружающей среды», Росрироднадзором ведется анализ устраняемости выявленных нарушений.

Наибольшая эффективность воздухоохранных экологических проверок отмечена в 2014 г. в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Так, процент устраняемости выявленных нарушений в СЗФО составил порядка 90%, в ПФО – 94%.

По остальным регионам отмечается менее высокая устраняемость нарушений. При этом данные показатели непосредственно связаны с исполняемостью выдаваемых Росприроднадзором предписаний.

На фоне либеральных штрафных санкций, установленных Административным кодексом, в истекшем году к административной ответственности в СФО привлечено к ответственности 513 юридических лиц за нарушения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Второе и третье места по количеству привлеченных к ответственности организаций занимают ЮФО и ПФО с показателями 507 и 453 случаев привлечения соответственно.

Таким образом, по ЮФО наблюдается определенный дисбаланс между масштабом негативного воздействия на атмосферу и количеством привлеченных к административной ответственности организаций. При этом лидером по объему административной работы традиционно является ЦФО. Во многом это объясняется самой высокой по стране плотностью объектов промышленности.

По словам А.Амирханова, вместо действующей системы государственного надзора объективное распределение сил и средств надзорных органов призван обеспечить провозглашенный Президентом и Правительством РФ риск - ориентированный подход, согласно которому наибольшее внимание надзорных органов должно уделяться действительно высоко опасным объектам, а не организациям, которые лишь по формальному признаку попали в списки поднадзорных объектов.

Источник информации: Пресс-служба Минприроды России