Как компании, производящие туристическую одежду, строят свой бизнес на любви к природе, а сами разрушают даже те места, куда их покупатели ещё только мечтают попасть.
Кто из нас не мечтал побывать в Гималаях, Андах или на Алтае? Увидеть собственными глазами все эти картинки с рекламных баннеров, пройти по затерянным тропам, взобраться на самые высокие вершины и ощутить, что такое дикая и нетронутая природа! Никто из нас при этом не ожидает, что в таких местах в воде или снеге могут быть опасные химические вещества, тем более если это заповедники и национальные парки. Эти особо охраняемые природные территории и создаются, чтобы сохранить уникальную природу в ее первозданном виде.
В мае-июне 2015 года эксперты Гринпис отправились в глобальную научную экспедицию, чтобы найти доказательства того, что туристическая одежда может быть опасна для природы и человека. Эксперты отобрали образцы снега и воды, пройдя по труднодоступным местам российского Алтая, чилийских Анд, швейцарских Альп, снежных гор Хаба в Китае и другим прекрасным уголкам нашей планеты.Мы отобрали образцы снега и воды из горных озёр, а затем отправили их в лабораторию, чтобы узнать, есть ли там ПФС. И, к сожалению, эти опасные и крайне устойчивые химические соединения были обнаружены во всех пробах.
Сегодня мы выпускаем доклад «Следы на снегу — опасные ПФС в отдалённых уголках планеты». Это результаты глобального расследования Гринпис, с помощью которого мы хотим привлечь внимание к давней, но всё ещё малоизвестной и нерешённой проблеме: опасные химические вещества, эти невидимые и стойкие монстры, окружают нас повсюду.
ПФС применяют во многих промышленных процессах, содержатся они во многих потребительских товарах. Особенно активно ПФС используются производителями одежды и снаряжения для активного отдыха на природе, поскольку позволяют сделать ткани водонепроницаемыми и грязеотталкивающими. Как правило, это специальные мембраны, которые, делают одежду «легкой и непромокаемой».
Производители туристической одежды в своей рекламе постоянно используют образы величественных гор, прекрасных лесов, свежевыпавшего снега и чистых рек, чтобы передать идею свободы и любви к природе. Что стоит за этими идеями на самом деле?
Оказавшись в окружающей среде, ПФС разрушаются крайне медленно, поэтому в течение многих лет накапливаются в живых организмах, распространяются по всей планете, по воздуху и воде. Эти фторированные соединения опасны как для природы, так и для человека. Попадая в организм с водой, едой и вдыхаемым воздухом, они могут вызывать бесплодие и способствовать развитию онкологических заболеваний, разрушать иммунную систему ребёнка.
Выглядит это довольно лицемерно, ведь компании строят свой бизнес на любви к природе, но при этом сами же её разрушают, даже в тех далеких уголках, куда их покупатели еще только мечтают попасть. При этом бренды, используя образы бесстрашных альпинистов и лыжников, убеждают нас в крайней необходимости приобрести именно их суперкуртку, ведь она поможет противостоять любой непогоде — и ничего, если этого всего лишь мелкий дождь, а не тропический ливень, а вы гоняете на велосипеде по городским тротуарам, а не карабкаетесь по горным отвесам. И ни на одной из лейблов такой суперкуртки не сказано, что она содержит опасные ПФС. В результате — чем больше мы покупаем, тем больше опасных ПФС оказывается в окружающей нас природе.
Но есть и решение. Все эксперты Гринпис в экспедициях были одеты в одежду PFC-free, и она не подвела даже на высоте 5 000 м в Китае или при проходе через горные ручьи и болота на Алтае. Некоторые бренды, например, Fjällräven, Paramo, Pyua, Rotauf и R'ADYS, уже выпускают целые коллекции одежды, не содержащей опасных ПФС. Однако, такие крупные производители туристической одежды и снаряжения, как The North Face, Columbia, Patagonia, Salewa and Mammut по-прежнему демонстрируют безответственность и продолжают использовать уничтожающие природу и человека ПФС.
Источник информации: Greenpeace