В Эстонии цены на вывоз отходов разнятся очень сильно. Если в Раквере или Пярну опорожнение контейнера со смешанными отходами стоит 120 крон, то, например, в Вильянди за эти же деньги мусор вывозят пять раз.
Сколько людям приходится платить за вывоз мусора, напрямую зависит от того, как самоуправления решают этот вопрос. Местами, вне зависимости от расстояний, цены разнятся во много раз.
Например, регулярное, по графику, опорожнение 240-литрового контейнера со смешанными бытовыми отходами в Ласнамяэ фирма Ragn-Sells производит за 116 крон, а в центре Таллинна — за 52 кроны.
За опорожнение 4500-литрового контейнера в Пярну платят 753 кроны, а в городе Эльва фирма по вывозу мусора, победившая конкурс, берет всего 203 кроны.
Дело самоуправлений
«В таллиннском районе Ласнамяэ, в Пярну и Раквере вывоз мусора не организован», — сказал коммерческий руководитель Ragn-Sells Агу Реммельг, объясняя, почему в этих местах вывоз мусора стоит намного дороже.
По его словам, цены могли бы быть ниже, если бы там организовали вывоз мусор — ведь организатора конкурса всегда интересует только выгодная цена. «А сейчас там свободный рынок», — добавил коммерческий руководитель.
«Обязательство по организации вывоза мусора были возложены на самоуправления с 1 января 2005 года. Смысл закона состоял в том, чтобы к этому моменту уже были объявлены конкурсы. Но к настоящему времени это сделано примерно на 60 процентах территории Эстонии», — описал Реммельг ситуацию.
Особенно плохо обстоят дела в маленьких волостях. Например, за опорожнение 240-литрового контейнера со смешанными бытовыми отходами в волостях Ляэнемаа фирма Ragn-Sells берет 135 крон, а в Вильянди ту же работу делает за 25 крон.
В столичных районах Мустамяэ и Ласнамяэ вывоз мусора до сих пор не организован на конкурсной основе, поскольку год назад OÜ Prügivedu Tallinn оспорила условия тендера. «Мы постараемся снова объявить конкурсы», — сказал вице-мэр Денис Бородич.
По словам Бородича, к 17 мая столичная управа надеется получить предложения от фирмы по вывозу мусора, поскольку в нескольких районах Таллинна договоры заканчиваются 31 мая. После этого, как сказал вице-мэр, будет пересмотрено и будущее Ласнамяэ.
Айн Сууркаэв — вице-мэр города Раквере, где вывоз мусора производится в условиях свободного рынка — сказал, что организационная работа по данному вопросу уже ведется, и что еще зимой были приняты соответствующие акты.
«Сейчас у нас действует система свободного рынка, при которой каждый человек имеет право договариваться с фирмой-мусоровозом о ценах», — сказал он. Сууркаэв признался, что не знает, почему организация вывоза мусора затянулась, и люди, соответственно, вынуждены платить больше.
«Я не знаю, как это прокомментировать, тут могут быть разные причины, — сказал он. — Но я не могу сказать, чтобы была какая-то конкретная причина».
Мэр Пярну Тоомас Кивимяги тоже не смог ответить, почему у них вывоз мусора до сих пор не организован. «Что касается прежних времен, то я не могу отвечать за них, а в марте мы объявили новый конкурс», — сказал он.
После его проведения цены должны нормализоваться.
Однако в Пярну этим вопросом занимались и прежде. В 2008 году был проведен конкурс на вывоз мусора, и его выиграла OÜ Prügivedu Tallinn. Однако такие фирмы, как AS Ragn-Sells, AS ISS Eesti и AS Cleanaway, были недовольны конкурсом и оспорили его результаты. С тех пор это дело и тянется.
Как формируются цены
Причина, по которой цены в местах, где вывоз мусора организован и не организован, разнятся так сильно, по словам Реммельга, состоит в том, что в неорганизованных местах контейнеры располагаются недостаточно компактно и их обслуживает не одна фирма.
«Расходы на сбор и администрирование составляют значительную часть, — добавил руководитель Ragn-Sells. — И поскольку известно, что вот-вот будет конкурс, то никто особо не пытается бороться из-за цен».
Как пояснил Реммельг, цены формируются с учетом нескольких компонентов. По его словам, опорожнение маленького контейнера и вывоз мусора может быть до девяти раз дороже, чем та же работа с большим контейнером.
В городах и сельской местности расходы тоже отличаются. Свою роль в этом играют расстояние, плотность населения, дорожные условия и цена, запрашиваемая в месте обслуживания.
Как сказал Реммельг, существует тенденция делать заниженные предложения и балансировать на грани окупаемости. «Скорее всего, когда конкурсы пройдут по всей Эстонии, через какое-то время цены начнут расти», — сказал он.
Источник информации: rus.postimees.ee