Не секрет, что автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. И это не только вредные выбросы в атмосферу, но и отжившие свой век свинцово-кислотные аккумуляторы, отработанные автомасла, различные технические жидкости, изношенные шины, другие отходы, содержащие шестивалентный хром, кадмий, ртуть и прочее.
Между тем в России ежегодно выбывает из эксплуатации и требует утилизации 0,9–1,5 миллиона единиц транспорта, что составляет 3–3,9 процента парка страны. К 2020 году этот уровень может достигнуть уже 6 процентов, учитывая сложившийся возрастной состав автопарка и средний срок службы автотранспорта – 12–14 лет.
Эти тревожные примеры приводятся в итоговом документе состоявшегося заседания высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Обсуждались проблемы законодательного регулирования в сфере утилизации автотранспорта. Увы, сегодня и на федеральном уровне, и региональном вообще отсутствует нормативно-правовая база по организации сбора и переработке вторичных ресурсов автотранспортного комплекса – система рециклинга. Кроме того, нет и ответственности владельца вышедшего из строя транспортного средства по его утилизации.
Каким же должно быть нормативное обеспечение авторециклинга? Представители частных компаний, занятые в данной сфере бизнеса, разделились во мнениях. Одни утверждали, что для решения проблем утилизации автомобилей нужно вносить изменения в действующее законодательство. Другие предлагали принять специализированные правовые акты.
Как заметил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Прозоровский, парламентарии всё же склоняются к тому, что более перспективно внести изменения в действующее законодательство. Это позволит исключить повторение норм, изложенных в уже существующих законах, резко сократить время для разработки и введения в практику необходимых для создания системы правовых норм по утилизации авто. Предлагается внести поправки в такие основные законы, как «Об отходах производства и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О защите прав потребителей».
Напомним, что Правительство в этом году начало эксперимент по стимулированию граждан к приобретению новых автомобилей взамен вышедших из строя. Что показали первые результаты? Прежде всего недостаточное количество предприятий – переработчиков автохлама, отсутствие электронной системы его учёта, а также экономических стимулов для сбора и рентабельной переработки вышедших из строя авто и их компонентов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов. Как напомнил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергей Осадчий, Президентом страны 7 июня этого года по итогам заседания президиума Госсовета были даны поручения в сфере обращения с отходами. Их выполнение как раз будет способствовать созданию системы сбора и утилизации негодных автомобилей. Сейчас, по словам Сергея Осадчего, Минпромторг с участием Минприроды и других министерств по распоряжению Правительства разрабатывает технический регламент по экологически безопасной утилизации колёсных транспортных средств. «На последнем заседании высшего экологического совета мы приняли решение о предварительном согласовании всех предложений от министерств и ведомств в рамках рабочей группы, которая будет создана на базе нашего комитета. Иначе сложно урегулировать проблему, когда одни видят её решение в одном ключе, другие – в другом», – заметил депутат.
По итогам заседания Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии было рекомендовано принять участие в разработке законодательных решений, направленных на создание системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. А Правительству – утвердить концепцию создания в России системы утилизации и сбора вышедшего из эксплуатации автотранспорта.
Истчоник информации: pnp.ru