КТО ОТВЕТИТ ЗА СВАЛКИ

Страница для печатиSend to friendPDF version

Согласно последним данным ВЦИОМ, 46 процентов россиян опасаются ухудшения экологической обстановки. 47 процентов опрошенных не ждут серьёзных изменений и лишь 7 процентов ожидают улучшения состояния окружающей среды. Около 30 процентов опрошенных считают, что ответственность за состояние окружающей среды в первую очередь несут муниципалитеты, и лишь 14 процентов указывают на региональные власти.

Но как показывает практика, ни муниципальные, ни региональные власти не могут самостоятельно, без взаимодействия друг с другом, решать экологические проблемы.

Большие проблемы у муниципалитетов возникли после вступления в силу нового Лесного кодекса. На них возложили ответственность за состояние лесных массивов, находящихся в границах поселений. Фактически они стали выполнять функции собственника, хотя таковыми не являются. Основания для регистрации права собственности в таких случаях законодательством не были определены. На практике каждый муниципалитет стал самостоятельно определять работы, которые он сможет выполнить без финансовой поддержки со стороны федерального и регионального центров. Как известно, всё это привело к пожарам, гибели леса в городской черте. Сейчас в Государственной Думе обсуждается вопрос разделения полномочий регионов и муниципалитетов в области экологии, разрабатываются механизмы, которые позволят городам решать эти проблемы, исходя из существующих финансовых возможностей.

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, экспертное сообщество настаивают на возвращении муниципалитетам функций экологического контроля. В 2008 году они были переданы на региональный уровень. Сейчас муниципалитеты занимаются решением экологических вопросов, не имея правовых основ. В Вологодской, Калининградской, Челябинской, Калужской областях после принятия региональных правовых актов местная власть получила полномочия для проведения государственного экологического контроля. Но такая практика используется не везде.

Больше всего нареканий вызывает оплата за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с бюджетным законодательством она распределяется следующим образом: 20 процентов – в доход федерального бюджета, по 40 процентов – в региональный и муниципальный бюджеты. Эти средства стали единственным источником финансирования экологических программ, но из-за пробелов в законодательстве многие предприятия освобождены от выплаты компенсации за нанесённый экологический ущерб. Например, в Волгограде из 46,2 тысячи юридических и физических лиц плату за это перечисляют не более четырёх-пяти тысяч организаций. Нормативы компенсации за экологический вред не установлены для элеваторов, хлебопекарен, предприятий по изготовлению пластиковых окон, не решён вопрос с взиманием платы за сбросы предприятиями в поверхностные и подземные воды.

Сейчас Министерство природных ресурсов и экологии заканчивает разработку ФЦП «Экологическая безопасность России (на 2012–2020 годы)» с финансированием в 1863 миллиарда рублей, из них средства федерального бюджета составят 867 миллиардов рублей. Оставшаяся часть распределится между бизнесом и бюджетами регионов.

В рамках ФЦП готовятся предложения по подготовке региональных целевых инвестиционных программ по обращению с твёрдыми бытовыми отходами. По информации министерства, только в 2009 году в стране образовалось 3,6 миллиарда тонн отходов. Свалки, захоронения высокотоксичных веществ находятся на территории муниципалитетов, которые не только не могут избавиться от этих отходов, но и не в состоянии организовать утилизацию бытового мусора и отходов современных предприятий. На это нет средств, не проработана и законодательная база. Эти проблемы послужили поводом внесения поправок в Закон «Об отходах производства и потребления». Ими предлагается передать полигоны бытовых отходов от муниципалитетов в ведение регионов.

Источник информации: pnp.ru